December 21, 2024

Как найти свою тему и превратить телеграм-канал в источник дофамина. Секреты Ильи Щеголихина 

Как определить тему своего канала и не стать её заложником? Где автору брать энергию? Можно ли переложить Бунина в свой канал? И нужно ли ворошить классиков? Эти и другие вопросы я задала Илье Щеголихину – журналисту с 25-летним стажем, политтехнологу и автору телеграм-канала «Щеголихин Пишет Хорошо».

А Илья не только ответил на вопросы, но и поделился:

  • упражнением: как сделать интереснее текст, а заодно и свою речь;
  • формулой вирусных постов для людей и котиков;
  • лайфхаком: как услышать, куда тебя посылает подсознание;
  • восемью смертными грехами тг-каналов;
  • плейлистом любимых каналов и списком литературы на лето всю жизнь.

Журналист Илья Щеголихин делится секретами (фото Евгении Ворониной)

– Илья, какой бы ты предложил тест на профпригодность для тех, кто задумывается заводить телеграм-канал, но сомневается?

«За тексты – ДА!». Если человек задается вопросом, заводить канал или нет, то заводить. И здесь обязательное условие – желание писать.

Но если думаешь, что телеграм-канал – это модная темка, «все посты нафигачу через ChatGPT, начну миллионы зарабатывать, а к обеду баранинки подвезут», то это глупая затея. Какую картину я наблюдаю: количество текстов сильно увеличивается, но качество их падает. Возникает расслоение: с одной стороны, всё сгенерированное, нейронное, шаблонное, по методичке и чек-листу. Такого в избытке. Но есть и другая сторона – яркое, уникальное. И к такому контенту высокий интерес. Поэтому я убежден: авторский канал всегда найдет свою аудиторию. 

– Что бы ты посоветовал авторам, которые только начинают вести телеграм-канал и пытаются найти свою тему?

Почти каждый автор попадает в ловушку под названием «Выберу одну тему и буду писать только по ней». В этом капкане болтается и моя отгрызенная нога. Совет такой: не заколачивайте себя в деревянный ящик единожды выбранной темы.

Вместо этого, лучше обращайте внимание на уровень своей энергии. Она всегда тёчет туда, где лежат истинные желания.

Этот закон и в канале работает. Хочу я писать об этом или нет? Вот прямо сейчас я готов написать пост-лидмагнит про личный бренд для начинающих авторов? «Да иди в жопу!» – говорит мой уровень внутренней энергии. А готов ли ты, Илья, написать какой-нибудь дурацкий рассказ про Мельхиседека? Или про дворника-таджика, который биткоинов намайнил в подвале и на них полный рот золотых зубов себе накупил? Я рассказал тебе историю. Ты – улыбнулась. А я кайфанул, что кто-то улыбнулся. Вот где лежит моя энергия. Вот о чем я на самом деле хочу писать.

Ехать вдолгую можно только на том, чего ты действительно хочешь. А это знает только твое подсознание. Как его услышать? Оно говорит с тобой через «хочу», через «у меня течёт туда энергия». Энергия, азарт, интерес – главные проводники к вашей истинной теме в телеграм-канале. А не набор наштампованных чек-листов.

– Если канал читают только друзья – это провал или этап развития?

У телеграм-каналов есть несколько фаз, и первая из них – фаза рождения. Это примерно до 200–300 подписчиков. И она же – самая безопасная стадия для канала! В это время происходит поиск своего стиля, темы, форматов постов. Автор решает, о чем он хочет писать.

Но новички почему-то боятся этой стадии больше всего. И начинают придумывать себе шаблоны, контент-планы, рубрики. Вместо того чтобы делать самое главное: писать. На старте автор может экспериментировать.

Пробовать новое, учиться, тестировать форматы, постепенно увеличивать зону своего влияния. Нужно это делать, а не контент-планы и рубрикаторы мусолить.

Илья Щеголихин: «ВСЕ ниши заняты, да не все ниши ЗАНЯТЫ» (фото Евгении Ворониной)

– Есть ли смысл заводить канал, если все ниши уже заняты?

Если вы смотрите на это исключительно как на бизнес, то да, действительно многие ниши заняты.

Но у меня иная логика. Телеграм-канал – это публичное продолжение мозга автора. Когда я, стоя на трамвайной остановке, читаю твой пост о бабушке, я в буквальном смысле нахожусь внутри твоего сознания, внутри твоих воспоминаний. И поэтому у меня горло сжимает и слезы стоят в глазах – я проживаю твои эмоции.

Но с чего вдруг мне захотелось плакать от истории о чужой бабушке, которую я в жизни никогда не видел и не знал? Здравствуйте, а у нас тут начали работать зеркальные нейроны. Я вдруг вошел в эмоциональный резонатор с твоим эмоциональным состоянием.

То есть фактически внутри телеграм-канала происходит переплетение сознаниями разных людей. И, на мой взгляд, это имеет намного большее значение, чем сколько денег автор заработал со своего канала.

Ты начинаешь создавать художественный текст. И телеграм-канал становится твоей собственной книгой, романом о твоей жизни. Как тебе такая ниша, такая отстройка от других телеграм-каналов?

– Есть ли какая-то формула, как писать вирусные посты, чтобы было много репостов?

Чтобы посты репостились, у вас должен быть телеграм-канал с котами, которые роняют новогоднюю ёлку. Существуют механики, запускающие вирусные посты, но по ощущениям, чем выше виральность, тем более пустая аудитория. Нужны ли тебе случайные пассажиры в твоём канале?

Виральные посты – это либо смешно, либо полезно. Например, у меня в канале есть пост, который пересылали больше всего. Называется «Слово-вонючка». Какое слово нужно удалить из всех текстов навсегда. Почему пересылали? Потому что у меня на канал подписаны пиарщики, технологи, люди, которые пишут пресс-релизы. Но может всё дело в котике, которого я добавил в пост для виральности?

Есть ещё очень виральная рубрика «Разъ*б» – это про «вскрытие» известных людей. Признанный специалист здесь Николай Борисович Картозия. Читать смешно, при этом над знаменитостями издеваются. На языке продюсера Картозии это называется «guilty pleasure» – «стыдное удовольствие». 

Только это очень специфический формат. Провокация – хороший инструмент, но я не уверен, что он всем подходит. Одно дело, когда ты бросаешь краски на холст, а другое дело, когда бросаешь топоры в темноту. Если ты разбрасываешь топоры, то будь готов, что тебе могут ответить взаимностью.

Пример поста в стиле рубрики «Разъ*б», после которой режиссер Сарик Андреасян подал в суд на Николая Картозия (источник – телеграм-канал «Продюсер Kartozz»)

– Что, по твоему, убивает каналы? Можешь ли рассказать про частые ошибки авторов?

Да, можно выделить 8 основных ошибок.

Ошибка 1. Грязь под ногтями

Как выглядит ваш пост? Вот чек-лист оформления поста: заголовок, иллюстрация, выделение по тексту. То есть автор не бросил в меня кирпичом из текста – разбирайся в моих глубоких мыслях и изречениях, а позаботился о том, чтобы это было читабельно. Оформление – знак уважения к подписчикам. По наблюдениям – не делают процентов 70–80% авторов.

Ошибка 2. Палец, застрявший на кнопке «Я»

Люди эгоцентричные, они не хотят читать про тебя. Они хотят читать про себя. Есть такой приём на выборах у политтехнологов: убирать из прямой речи кандидата его «я». Вместо «Я пришёл на встречу с избирателями. Я увидел…» – «Пришёл на встречу с избирателями. Увидел…» Реже применяйте местоимение «я» в текстах.

Ошибка 3. Страх ошибок

Люди боятся создавать каналы. Сначала проектируют свой телеграм-канал как космодром «Восточный»: описание, закреп, здесь будут рубрики, контент-план подготовим. Пока готовились, выдохлись. Написали первый пост, а его посмотрели два человека. «Ну и на хрена я тут рубрикатор рвал?» – спрашивает сам себя автор.

Не надо усложнять себе жизнь. Хочешь завести канал? Создай его прямо сейчас. Назови своим именем и фамилией, повесь туда свою фотографию и начни писать первые посты.

На старте всем вообще пофиг, что там у вас в канале. Но из-за эгоцентричности мы уверены, что Млечный Путь вращается вокруг нашего пупка. Я вот что-то сделал, и сразу все это обсуждают. И в вечерних новостях крутят.

Ошибка 4. Устаревшие представления

У многих до сих пор осталось представление из 2018 года – «Я сейчас заведу канал, и все начнут мои посты друг другу пересылать». Не начнут. И расти сам собой канал не будет. Сейчас ходит такая шутка, что количество телеграм-каналов скоро превысит число пользователей телеграма. Чем больше каналов, тем меньше их читают.

Я хочу, чтобы у людей переключился тумблер: сегодня канал на 300 реальных подписчиков – это большой канал.

Ошибка 5. Участие в папках

У меня отдельный пост про это был. Однажды я наступил каналом в папку. Сейчас всех людей, кто тогда подписался на канал, я бы принудительно отписал, если б мог. Пусть упадет количество подписчиков, но возрастет процент читающих. Для меня папки – это извращенная форма накрутки ботами. Извращенная, потому что в роли ботов выступают живые люди. Никто в папках каналы не читает. Более того, «папочные» каналы видно сразу: семьсот подписчиков – сорок охватов. Здравствуйте, родные папочки! Не делайте так. Лучше медленно расти, но двигаться со своими.

Ошибка 6. Посты, написанные через ChatGPT

Вот вам лайфхак. Если вы видите в канале текст с перечислением: 1. 2. 3. 4. И в каждом абзаце будет примерно одинаковое количество символов, скорее всего, такой текст написан нейросетью. Еще авторы могут спецсимволы оставлять в посте, например, ### или пачку хештегов. Человек просто не заморачивался. Кинул промпт в ChatGPT, взял нанейроненный текст и скопировал в канал. Дорогой мой умный эксперт, который пишет свои посты через нейросеть, вы мне только что в душу плюнули. Я-то думал, мы друзья, и я с человеком разговариваю... Удовольствие примерно такое же, как общаться с роботами во время коммерческих спам-обзвонов.

Илья Щеголихин о текстах, написанных с помощью ChatGPT (фото Евгении Ворониной)

Ошибка 7. Шаблонизация

Все эти шаблоны воронок и продающих постов от гуру телеграма с консультациями за полторы тысячи рублей, типовые отмаркетинированные тексты и клише – совершенно точно будут убивать канал. Есть такое выражение: если вы идете чужой дорогой, то ваш максимум – это упереться носом в задницу впереди идущего человека. Да, можно смотреть, как делали другие, но дайте своё звучание, оригинальность. Ищите собственный путь.

Ошибка 8. Ранний платный трафик

Меня недавно спросили, нужно ли платное продвижение, если 200 подписчиков? Я в принципе против платного трафика в телеграм-канал, который не приносит деньги. Есть куча методов бесплатного продвижения, в том числе те, которые подходят для каналов на 100–200 подписчиков. Но лучше сосредоточиться на качестве контента, а не про закупы думать.

Принцип такой: зашли деньги в канал, только после этого они оттуда могут выходить.

– Скажи, нужно ли угождать читателям? Или лучше писать только то, что важно тебе, и только так, как интересно тебе?

Автор не может писать по запросу публики: получится фальшь. Будешь фальшивым в канале – тебя же первого и распнут. Единственное правильное – делать то, что нравится тебе.

Чем больше людей в канале, тем сильнее давление на автора. Телеграм не случайно называют «телегой» – едет, пока руками толкаешь. Само ничего не залетает, нужно всё время продвигать. И вот ты столько усилий потратил, чтобы всех собрать, а они по пути всё равно вываливаются. И у автора наступает фаза «Лучше писать пореже, зато отписок меньше будет». С таким сталкиваются авторы в диапазоне от 300 подписчиков и до пяти тысяч. И на этой стадии автор начинает бояться растерять аудиторию. Наступает паралич действий. Решение тут простое.

Если я буду делать то, что по моему внутреннему измерителю хорошо написано – настоящее, в чём есть энергия, есть жизнь, то пусть хоть все завтра отпишутся от канала. Я останусь спокоен. Если хорошо написано, то подпишутся те, кому будет интересно. Это просто вопрос времени и усилий.

Угождать читателям не нужно. Читателя нужно уважать. А уважение проявляется в том, как оформлены посты. Почти на любой консультации первое, что я открываю, когда кто-то просит посмотреть канал, – комментарии. Часто вижу, что комментарии есть, но от автора ни лайков, ни ответов. Мало того, что человек потратил время и прочитал пост, он ещё и вдохновился настолько, что написал свои мысли, поделился мнением. А автор не может проявить уважение и ответить человеку. Потом «Ой, что-то у меня вовлечённость низкая». Так поговори с читателем! Даже если он комментарий в два слова написал «Круто получилось!», всё равно дай развёрнутый ответ. Так формируется вовлечённость и рождается настоящая связь.

– Давай поговорим про плагиат. Как ты относишься к тому, что люди переписывают тексты друг друга, берут чужой контент, инфоповоды, стиль, формат?

У меня есть пост, который называется «История одной любви и трагедии», он написан в трёх частях и основан на реальных событиях. Мне нужно было придать истории художественный окрас и я сделал это при помощи рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ» из цикла «Темные аллеи». По мне – так одно из лучших произведений мировой литературы. Он очень короткий и там совершенно невероятная ритмика. Прочитайте его, а потом прочитайте мой пост, чтобы понять, как Бунина можно переложить внутрь своего телеграм-канала.

И в этом смысле предпочтительнее воровать у классиков: переосмыслить, по-своему интерпретировать.

Поиграйте в такое упражнение: написать как Слава Сэ. А теперь – как Ильф и Петров. А теперь – как Достоевский.

У Достоевского вообще невероятное чувство юмора. Ну вслушайтесь: «Широк, широк русский человек! [ПАУЗА] Я бы сузил».

Лучший учебник по написанию текстов – художественная литература. Гоголь, Достоевский, Ильф и Петров, Андрей Рубанов.

– Если бы ты мог посоветовать всем авторам каналов прочитать всего одну художественную книгу, то что это была бы за книга для развития навыков письма?

Недавно на мастер-классе для авторов каналов я разбирал пример из «Братьев Карамазовых», почему мы с вами не Достоевский? Цитата из романа звучала так: «От того точилось кровью сердце Алёши». Точилось кровью! Мы не Достоевский, потому что мы бы написали «сердце Алёши разрывалось от боли». Всего одним словом автор передает психологическое состояние человека. Это гениально точно подобранное слово. И вот за такими вещами каждому автору телеграм-канала я бы посоветовал прочитать «Идиота». И вообще перечитать Достоевского.

Важно только при чтении не провалиться внутрь сюжета. Но если сделать усилие и смотреть ещё и на лексику, способ построения предложений – это будет лучший учебник, чтобы научиться писать. Я читаю с карандашом. Все книги дома исчёрканы.

– Что бы ты предпочел: ламповый канал с высокими охватами или большой с низкими? Например, канал на 1000 человек, где вовлеченность 90%, или канал на 10 000 человек, где 9%?

Я бы точно выбрал девяносто процентов вовлеченности. Без вариантов. Десять тысяч с такой вовлеченностью – это вопрос эго. А в первом случае у тебя есть девятьсот людей внутри твоего комьюнити, которые активны, которые с тобой общаются. Лучше меньше, да свои.

Илья Щеголихин (фото Евгении Ворониной)

– Что автор канала может подсмотреть у политтехнолога?

1. Строй свою сетку. Если у тебя есть сетка каналов, на которую ты можешь опереться для продвижения своего, у тебя будут и охваты, и подписчики. 3–5 близких людей, твои друзья-закадыки, кто ведёт каналы, и будут твоей сеткой для продвижения.

Например, у меня есть друг, известный политолог. У него полторы тысячи подписчиков. Поэтому, когда я написал пост, что выборы в России умерли как жанр – не про политику, а про то, как можно по-другому структурировать избирательные кампании, добавлять в них сюжеты, реалити-шоу, конфликты, действующих героев, драматургию, а не гнать кампанию как по шаблону «буклет, газета с базовым интервью – и поехали по накатанной», – то я к нему пришёл и попросил взять репостом к себе в канал. Ему это было интересно, потому что близко к его тематике и написано хорошо.

Я искренне убежден, что репост в телеграм-канале – это всё равно что пригласить человека к себе домой. Поэтому будьте гостеприимны, вежливы и интересным собеседником тоже будьте. Так и начнёт расти ваш канал.

2. Newsjacking. Берёшь хайповую новость, переосмысливаешь, даёшь ей интересное звучание и выкладываешь у себя в канале. Тоже возможный формат продвижения. Я знаю некоторые каналы, которые полностью так сформировали себе аудиторию.

– У тебя был телеграм-канал, который ты забросил. И только когда пришёл в челлендж Content Hero, начал писать каждый день. Расскажи, что изменилось?

Я завёл канал полтора года назад. Размышлял, о чём писать, и сделал самый идиотский вывод из возможных: раз я пиарщик, пусть будет канал про пиар! Тянул контент на силе воли, выдавливал пользу из себя из последних сил. Потом бросил, разумеется. Та самая первая ошибка начинающих авторов. Сейчас даже любопытно перечитать старые посты в канале. Несколько раз порывался удалить их, но потом оставил. Пусть живут, как фотокарточки из прошлого.

А затем, в июле 2024 года, зашёл в челлендж Content Hero. И там была задача: каждый день – пост. Системно, методично, неважно про что, просто каждый день пиши. Поэтому я совершенно спокойно взял свой старый протухший канал с 42 подписчиками и начал туда писать тексты. Какие получались. Со временем всё это начало выливаться в художественные зарисовки.

У проекта Content Hero прекрасная механика для старта канала. Она закрывает одну из ключевых вещей – обязанность писать. В чистом виде – «морковка сзади»: ты либо пишешь, либо потерял свои 15 тысяч рублей за вход в челлендж.

Ну и лично для меня, что сработало: я вдруг вспомнил, что могу писать хорошо, смешно, весело и эти тексты нравятся другим людям. Очень специфический дофамин, другая форма удовольствия. И этот огонь постепенно разгорается, появляется азарт. Хочется писать лучше, хочется продвигать канал. И пошёл процесс.

– Какие страхи и сомнения у тебя были, когда ты заводил канал? И удалось ли с ними справиться?

Страх хейта, страх, что я скажу «что-то не то». Что будут в курилках обсуждать мои ошибки, а мне в глаза не скажут. Я же тут своё личное высказываю, а вдруг это не будет соответствовать тому, что думают другие? Короче, всякая ахинея в голове. Её так много, если честно. Да всем плевать! Но кажется-то, что не плевать. Ещё было опасение пустоты: пишешь, а это никому не нужно. Но тоже преодолимая задача. Потому что не может канал не расти, если там находится твоё сердце, твоя душа и твои мозги.

А если ты что-то пописал по шаблону, поковырял и ждёшь, когда деньги придут, то люди почувствуют фальшь. Канал – это сегмент цифровой репутационной системы, по которой другие оценивают нас. Чем больше эмоций и событий вы рассказываете о себе другим, тем больше эти люди знают вас, и тем теплее они к вам относятся, и тем больше они будут читать канал, просматривать, комментировать.

Рассказывайте свои истории, будьте честными сами с собой, и тогда не может быть низкой вовлеченности в таком канале.

Если вы дочитали до этого места и хочется ещё, ниже вы найдете много пользы. Первая версия интервью была в два раза длиннее и не влезала в телетайп. Сердце точилось кровью, но пришлось взять большие ножницы и обрезать всё, что можно. Но если вам стал интересен чистый (необрезанный) Илья, рекомендую подписаться на его канал. И на мой канал, чтобы не пропустить следующие обрезания интервью.

Любимые телеграм-каналы Ильи Щеголихина

  • Продюсер Kartozz. Почему: Николай Борисович Картозия пишет так, что его буквально разбирают на цитаты.
  • Говорит Вафин. Почему: Автор пишет смешно и ярким языком. Илья даже писал в стилистике Вафина пост «Ода бутерброду».

Бонус! Упражнение от Ильи «Как сделать интереснее текст, а заодно и свою речь»

Есть такой приём – записывать в блокнот все штампы, которые используете в течение дня и слышите от других. Например, «хотели как лучше, получилось как всегда».

Такими клише, бородатыми анекдотами, затёртыми афоризмами забита вся наша речь. И если это начать прямо фиксировать, можно ахнуть, какое количество шаблонов выливается из нас потоком.

С точки зрения работы мозга – это нормально. Называется «экономия речевых усилий». Потому что так проще, так быстрее. Апофеоз такой экономии – словарный запас Эллочки-людоедки. Если хотите писать ярко и эмоционально, то из текстов нужно выдрать все штампы и обшарпанные речевые обороты. А для этого их нужно сначала научиться замечать. И фиксация – лучший тренажер. Речь станет точнее и богаче. И письменная – в том числе.

В тексте упоминались посты

Загляните в канал Ильи Щеголихина, чтобы узнать подробнее о его мастер-классе.

Подпишитесь на канал «Алина, даже не думай!», чтобы быть в курсе следующих интервью.